Урок №2
Здраствуйте начнем второй урок по языку pascal.
каждая переменная или опреанд в паскале должен иметь тип. Например число может быть целым или дробным(вещественным) и т.д
Паскаль поддерживает 5 целых типов.
Shortint
integer
Longint
Byte
Word
которые различаются между собой лишь диапазоном принимаемых значений.
Для вещественных чисел в паскале предусмотренны следующие типы
real
single
double
extended
которые также различаются между собой лишь диапазоном принимаемых значений.
остальные типы пройдем по мере изучения языка.
____________________________________________________________________________-
Любая программа на языке паскаль состоит из следующих частей.
program имя; заголовок программы
uses имя; список подключаемых модулей
const раздел описания констант
label раздел описания меток
type раздел описания типов
var раздел описания переменных
procedure раздел описания процедур
function раздел описания функций
begin
тело программы
end.
Из выше перечисленных обязательны только end. begin
Самая маленькая но рабочая программа на языке паскаль:
(правда она ничего ни умеет делать )
_______________
begin
end.
_______________________
Переменные:Переменная — это область памяти, в которой находятся данные, которыми оперирует программа. Когда программа манипулирует с данными, она, фактически, оперирует содержимым ячеек памяти, т. е. переменными.
Чтобы программа могла обратиться к переменной (области памяти), например, для того, чтобы получить исходные данные для расчета по формуле или сохранить результат, переменная должна иметь имя. Имя переменной придумывает программист.
В качестве имени переменной можно использовать последовательность из букв латинского алфавита, цифр и некоторых специальных символов. Первым символом в имени переменной должна быть буква. Пробел в имени переменной использовать нельзя.
Следует обратить внимание на то, что компилятор языка Delphi не различает прописные и строчные буквы в именах переменных, поэтому имена SUMMA, Summa и summa обозначают одну и ту же переменную.
Желательно, чтобы имя переменной было логически связано с ее назначением. Например, переменным, предназначенным для хранения коэффициентов и корней квадратного уравнения, которое в общем виде традиционно записывают
ах2 + bх + с = 0
вполне логично присвоить имена а, b, с, x1 и х2. Другой пример. Если в программе есть переменные, предназначенные для хранения суммы покупки и величины скидки, то этим переменным можно присвоить имена
TotalSumm и Discount или ObSumma и Skidka.
В языке Delphi каждая переменная перед использованием должна быть объявлена. С помощью объявления устанавливается не только факт существования переменной, но и задается ее тип, чем указывается и диапазон допустимых значений.
В общем виде инструкция объявления переменной выглядит так:
Имя : тип;
где:
имя — имя переменной;
тип — тип данных, для хранения которых предназначена переменная.
Пример:
а : Real; b : Real; i : Integer;
В приведенных примерах объявлены две переменные типа real и одна переменная типа integer.
В тексте программы объявление каждой переменной, как правило, помещают на отдельной строке.
Если в программе имеется несколько переменных, относящихся к одному типу, то имена этих переменных можно перечислить в одной строке через запятую, а тип переменных указать после имени последней переменной через двоеточие, например:
а,b,с : Real; x1,x2 : Real;
Инструкция присваивания является основной вычислительной инструкцией. Если в программе надо выполнить вычисление, то нужно использовать инструкцию присваивания.
В результате выполнения инструкции присваивания значение переменной меняется, ей присваивается значение.
В общем виде инструкция присваивания выглядит так: Имя : = Выражение;
где:
Имя — переменная, значение которой изменяется в результате выполнения инструкции присваивания;
: = — символ инструкции присваивания.
Выражение — выражение, значение которого присваивается переменной, имя которой указано слева от символа инструкции присваивания.
Пример:
Surama := Сеnа * Kol; Skidka := 10; Found := False;
Инструкции write и writeln
Инструкция write предназначена для вывода на экран монитора сообщений и значений переменных. После слова write в скобках задается список переменных, значения которых должны быть выведены. Кроме имен переменных в список можно включить сообщение — текст, заключенный в одиночные кавычки.
Например:
write(Summa);
write('Результат вычислений');
write('Корни уравнения. xl=', xl, ' х2=', х2);
После имени переменной через двоеточие можно поместить описание (формат) поля вывода значения переменной.
Для переменной типа Integer формат — это целое число, которое задает ширину поля вывода (количество позиций на экране).
Например, инструкция
write(d:5);
показывает, что для вывода значения переменной d используется 5 позиций.
Если значение переменной такое, что его изображение занимает меньше позиций, чем указано в формате, то перед первой цифрой числа будут выведены пробелы так, чтобы общее количество выведенных символов было равно указанному в формате.
Например, если значение переменной Koi типа integer равно 15, то в результате выполнения инструкции
write('Всего изделий:', Kol:5);
на экран будет выведено:
Всего изделий: 15
Для переменных типа Real формат представляет собой два целых числа, разделенных двоеточием. Первое число определяет ширину поля вывода, второе — количество цифр дробной части числа. Если задать только ширину поля, то на экране появится число, представленное в формате с плавающей точкой.
Например, пусть переменные x1 и х2 типа real имеют значения 13.25 и -0.3401, тогда в результате выполнения инструкции
write('xl=',x1:5:2,' х2=',х2:12)
на экран будет выведено:
x1=13.25 х2=-3.40100Е-01
Если ширины поля, указанной в формате, недостаточно для вывода значения переменной, то выводится число в формате с плавающей точкой и десятью цифрами после запятой (все поле вывода в этом случае занимает 17 позиций).
После выполнения инструкции write курсор остается в той позиции экрана, в которую он переместился после вывода последнего символа, выведенного этой инструкцией. Следующая инструкция write начинает вывод именно с этой позиции. Например, в результате выполнения инструкций
х:=-2.73;
write('Значение перем');
write('енной:');
write('х=');
write(x:8:5);
на экран будет выведено:
Значение переменной: х=-2.73000
Инструкция writein отличается от инструкции write только тем, что после вывода сообщения или значений переменных курсор переводится в начало следующей строки. Например, если значением переменной x1 является число -3.561, а значением переменной х2 — число 10.345, то результатом выполнения инструкций
writein('Значения корней уравнения:');
writeln('x1=',x:7:3);
writein('х2=',х:7:3);
на экран будет выведено:
Значения корней уравнения:
xl=-3.5610
х2= 10.345
Инструкции read и readln
Инструкция read предназначена для ввода с клавиатуры значений переменных (исходных данных). В общем виде инструкция выглядит следующим образом:
read (Переменная1, Переменная2, ... ПеременнаяN)
где переменнаяы — имя переменной, значение которой должно быть введено с клавиатуры во время выполнения программы.
Приведем примеры записи инструкции read:
read(a); read(Cena,Kol);
При выполнении инструкции read происходит следующее:
1. Программа приостанавливает свою работу и ждет, пока на клавиатуре будут набраны нужные данные и нажата клавиша <Enter>.
2. После нажатия клавиши <Enter> введенное значение присваивается переменной, имя которой указано в инструкции.
Например, в результате выполнения инструкции
read(Temperat);
и ввода с клавиатуры строки 21, значением переменной Temperat будет число 21.
Одна инструкция read позволяет получить значения нескольких переменных. При этом вводимые числа должны быть набраны в одной строке и разделены пробелами. Например, если тип переменных а, ь и с — real, то в результате выполнения инструкции read(a,b,c); и ввода с клавиатуры строки:
4.5 23 0.17
переменные будут иметь следующие значения:
а = 4,5; b = 23,0; с = 0,17.
Если в строке набрано больше чисел, чем задано переменных в инструкции read, то оставшаяся часть строки будет обработана следующей инструкцией read. Например, в результате выполнения инструкций
read(А,В); read(С);
и ввода с клавиатуры строки
10 25 18
переменные получат следующие значения: А=10, B = 25. Инструкция read (С); присвоит переменной с значение 18.
Инструкция readln отличается от инструкции read тем, что после выделения очередного числа из введенной с клавиатуры строки и присваивания его последней переменной из списка инструкции readin, оставшаяся часть строки теряется, и следующая инструкция read или readin будет требовать нового ввода.
Например, в результате выполнения инструкции
readin(А,В); read(С);
и вводе с клавиатуры строки
10 25 18
переменные получат следующие значения: А=10, B = 25. После чего программа будет ожидать ввода нового числа, чтобы присвоить его переменной с.
Перед каждой инструкцией read или readin следует располагать инструкцию write, для того чтобы подсказать пользователю, какие данные ожидает от него программа. Например, фрагмент программы вычисления стоимости покупки может иметь вид:
writeln('Введите исходные данные.');
write('Цена изделия:');
readln(Сеnа);
write('Количество в партии:');
readln(Kol);
write('Скидка:');
readln(Skidka);
Если тип данных, вводимых с клавиатуры, не соответствует или не может быть приведен к типу переменных, имена которых указаны в инструкции read (readin), то программа аварийно завершает работу (инструкции, следующие за read, не выполняются), и на экран выводится сообщение об ошибке.
Перейдем непосредственно к практике
задание: Написать программу которая будет счтитать площадь квадрата . Сторону квадрата ввести с клавиатуры.
___________________________________________________________________
___________________________________________________
Попробуйте самостоятельно решить следующую задачу.
Теорема Пифагора
Условие: Написать программу считающую гипотенузу по 2 известным катетам.(катеты вводятся с клавиатуры)
Если что то нпонятно обращаемся на -